"Выбитое" небо - как с этим бороться?

Форум:
Lotsman 11.05.2010 11:17:03
На многих наших походных фотографиях присутствует типичный технический брак - "выбитое" небо, то есть вместо голубых тонов на месте неба нечто бесцветное. К примеру, снимаем залив с красивым отражением, немного леса и немного неба (как здесь http://www.turizmvnn.ru/cont/show/955/). Небо прекрасно видно на отражении, а там, где оно есть на самом деле, - пустота (в фотошопе нули по цветам).
Как с этим бороться? Снимать на длинных выдержках? Снимать в RAW? Применять фильтр?
Анна Рыбакова Анна Рыбакова 11.05.2010 11:34:59
да! это проблема из проблем!
Александр Сладков 11.05.2010 11:51:24
В первом посте вот этой темы я писал про то, зачем снимать надо ТОЛЬКО в RAW, как работает градиентный фильтр и что такое ХДР: http://www.turizmvnn.ru/forum/topic/27/

ну давайте еще раз это обсудим.

1. как выбрать правильную среднюю экспозицию, с которой делается кадр ("главный" кадр с случае ХДР, от него делается экспозиционная вилка). Во всех фотиках есть 3 режима замера экспозиции. Они все описаны в мануале фотика (и тут http://photo-element.ru/book/exposition/exposition.html, искать Типы экспозамера – матричный, центровзвешенный и точечный). Я пользуюсь только точечным. Также я пользуюсь только одной точкой фокусировки - центральной. другие у меня отключены. Как: 1) навожусь на объект, по которому хочу выставить экспозицию. Это должен быть некий "серый" объект со средней яркостью. Он может быть даже не в кадре, по нему мы только экспозицию выставим.. Навожусь на него ценральной точкой видоискателя, нажимаю кнопку "AE Lock" (запомнить экспозицию). В видоискателе появилась "звездочка". Дальше 2) навожусь на объект по которому фокусируюсь и наполовину нажимаю спуск. Объектив фокусируется. Дальше 3) не отпуская кнопку спуска (которая уже наполовину нажата), двигаю объективом, перекадрирую (объект в фокусе может быть не только по центру..) и дожимаю спуск до конца.

про то, что использовать разные точки фокусировки, а не только центральную, лучше - я знаю. Но выбирать нужную точку, не отрываясь от видоискателя, я не научился.

(дальше напишу позже. пока - содержание, чтобы не забыть)

2. индикация "выбитых" участков кадра на дисплее фотика
3. коррекция экспозиции в raw-конвертере. "Вытягивание" "выбитых" участков, если ошибка экспозиции не велика
4. что делать, если диапазон яркостей кадра ну никак не влезает в 14 бит: градиентрый фильтр
5. что делать 2: ХДР, тема http://www.turizmvnn.ru/forum/topic/27/
Lotsman 11.05.2010 12:27:53
Саша, ты прав - даже про индикацию выбитых участков по гистограмме надо несколько слов сказать, потому что не все знают, что по гистограмме надо смотреть!
Lyncean Lyncean 11.05.2010 22:32:35
Надо нам с тобой, Илья, встретиться и методично разобраться-попробовать, раз мы вместе фотографируем.
Lyncean Lyncean 12.05.2010 23:26:30
Да, вспомнила для чего нужна звёздочка! Спасибо, Саша! Буду пробовать-учиться!
Lyncean Lyncean 17.05.2011 13:06:36
Я теперь каждый год, наверное, перед летним походом буду вспоминать, для чего же нужна звёздочка!...    Надеюсь, профессионализм не пропьёшь!
Александр Сладков 12.05.2010 12:05:09
2. индикация "выбитых" участков кадра на дисплее фотика

На моем фотике Кэнон 40Д есть пункт в меню, который включает /подсветку/ выбитых участков при просмотре на экранчике фотика. Я думаю, что это не только на 40Д есть.. /Подсветка/ эта выглядит так: выбитые /белые/ участки мигают на фотографии, сразу видно, где пересвет. Если чуть-чуть на небе, особенно в районе светила - то это нормально. Если все небо мигает - уменьшай выдержку, переснимай. Этот режим /мигания/ по умолчанию выключен, надо в меню лезть и его включать. У меня всегда включен. Как называется этот пункт - я дома посмотрю, забыл.

По гистограмме (которая есть точно у всех фотиков) пересветы тоже конечно видно. гугл: /как определить пересвет по гистограмме/ )))
Lotsman 12.05.2010 12:44:05
Вкратце: пересветы на гистограмме - это острые пики. Идеальная гистограмма - плавный горб с вершиной посередине, не примыкающий к вертикальным осям справа и слева. Если примыкает слева - получите провальный черный (не проработанные тени), если справа - будут выбитые белые фрагменты.
Lyncean Lyncean 12.05.2010 23:16:24
Да, я тоже у себя на 400 видела, мигает...
Александр Сладков 12.05.2010 12:10:52
3. коррекция экспозиции в raw-конвертере.

Если пересвет не велик (ошибка до 2х ступеней экспозиции), но можно /вытянуть/ выбитые участки в raw-конвертере. Adobe camera raw (in Photoshop) или Lightroom - при конвертации raw файла в Жпег можно /уменьшить/ эспозицию. При этом темные места становятся еще темнее, но зато чудесным образом небо становится из белого - голубым, /проявляются/ облака и т.п. Ползунок, который надо двигать, называется Exposure. Ну, я думаю, все это знают и пробовали.
Lyncean Lyncean 12.05.2010 23:18:35
Да, ползунок ползал, создавал красивые тучи-облака, это мы знаем... Но всё равно выбитое белое оставалось...
Александр Сладков 12.05.2010 12:13:10
4. что делать, если диапазон яркостей кадра ну никак не влезает в 14 бит raw формата.
hardware solution: градиентрый фильтр

http://photo-element.ru/book/filters/grads/grads.html

Бывают круглые градиентные фильтры, наворачиваемые на объектив. Но это /неправильные/ фильтры, т.к. нет возможности сдвигать линию перехода прозрачной части фильта в затемненную.
/Правильные/ фильты - квадратные, устанавливаемые через специальную насадку, фирмы Cokin, которые и показаты в статье (ссылко выше).

Я собираюсь уже год купить себе систему насадок и фильтры Cokin. Все никак руки не дойдут.. Так что я про них знаю все только теоретически.
Lyncean Lyncean 12.05.2010 23:20:09
Вот, помнишь, я спрашивала тебя, какие ещё бывают фильтры кроме УФ и поляризованного? Значит, градиентные!
Александр Сладков 17.05.2010 16:07:27
Да их много каких бывает.. бывают цветные, инфра-красные, бывают такие, что /звездочки/ делают из источников света, бывают размягчающие soft-фильтры..
Ты спрашивала, какие часто используют. Градиентник к ним не относится, т.к. это квадратный фильтр, через особую насадку.
Александр Сладков 12.05.2010 12:17:46
5. что делать, если диапазон яркостей кадра ну никак не влезает в 14 бит raw формата.
software solution: HDRI

http://www.turizmvnn.ru/forum/topic/27/
Lyncean Lyncean 12.05.2010 23:24:52
Саша,ответь на неумный вопрос, а что значит диапазон яркости кадра? Как это определить, что он входит или не входит в 14 бит? Это часто встречающаяся проблема или?
Александр Сладков 17.05.2010 16:03:38
диапазон - это "расстояние" от минимального до максимального значения. В данном случае - это количество значений яркости (или цветов, это одно и тоже в общем) в кадре. Если в кадре небо (оооочень яркое, много светлых переходов, светлых цветов) и лес (темный, много деталей в темном спектре) - то это большой диапазон. Если в кадре более-менее однотонная картинка (портрет в тени), то диапазон маленький.
Lyncean Lyncean 12.05.2010 23:36:41
Ещё раз перечитала все пункты и предыдущую тему тоже! Теоретические вещи вспомнились, спасибо тебе, так логично пишешь!
Pilot 01.11.2010 14:33:19

Во время курения форумов обнаружил любопытнеший момент, который вполне может помочь в борьбе за небо.

Exposure to the right или ETTR 

В кратце цифровая камера имеет максимум чуствительности на грани засветки, стало быть нарочно пересвечивая кадр примерно на один стоп мы уводим его в зону макс чуствительности, а потом ручками в раве достаем из выбитых областей информацию получив при этом меньший шум в тенях.

а это лучшее из найденного описание процесса

http://skoblov.livejournal.com/76291.html

Александр Сладков 16.05.2011 14:20:29

Я тут купил градиентный фильтр и уже попробовал "на натуре".   Фотки дома, выложу вечером.   Градиентный фильтр - это такая прямоугольная стекляшка 10х15 см, сверху темная, снизу белая, посередине плавный переход (градиент).   Закрепляется на объективе с помощью специальной рамки.  Мои впечатления:

1) результат классный.  Не идеал, но улучшение фотографии налицо.  Думаю, что с опытом результат еще улучшится.  Небо реально остается детализированным, облачка там и т.п..  Низ немного затемняется, надо правильнее выставлять линию перехода белого в темное.

2) пользоваться фильтром ужасно неудобно.  эта бандурина для очень неспешной пейзажной съемки.  Накручивать держатель, вставлять фильтр в рамку... - занимает минут 5.  Оставлять рамку на объективе нельзя, т.к. при этом нельзя закрыть объектив крышечкой.   Т.е. потом все приходится обратно свинчивать и т.д.

3) пользоваться поляриком И этим рамочным фильтром не удобно, но можно.  Лучшие результаты - и полярик, и градиантная рамка.

4) я купил только 1 градиентник ND4, который затемняет на 2 ступени экспозиции.  Для реально светлого неба этого недостаточно, лучше бы ND8 (3-4 ступени).   Их можно испльзовать стеком, рамка держит одновременно до трех фильтров, так что лучше иметь несколько этих фильтров.

 

короче - полезная штука, но неоправданно дорогая.  Пластмассовый держатель фильтров стоит 60 евро, хотя это обычная пластмассовая хреновина.  Плюс еще кольцо на объектив (на который крепится этот держатель) и сами фильтры..  Я заплатил 120 евро сейчас за 1 фильтр, держатель, 1 кольцо 77мм.

 

сравнительные фотки "с фильтром" и без - положу вечером или в ближайшие дни.   По экзифам там должно быть видно, что снималось с одной экспозицией, а результат разный.

Lyncean Lyncean 16.05.2011 18:15:17
Давай, будем ждать!
Александр Сладков 16.05.2011 23:51:27
Фотки: без фильтра и с ним.   На фотке с фильтром еще немного увеличил насыщенность всех цветов.
По трубе, уходящей в небо, хорошо видно, что затемнение было градиентным: самый верх трубы реально черный.


Александр Сладков 16.05.2011 23:53:57
Полярик и градиентник вместе: 


Это, кстати, рапс цветет.  Мне очень нравится.   Вокруг Ганновера очень много рапсовых полей, его используют для каких-то технических нужд, типа машинное масло из него делают.  Но цветет замечательно!
Lyncean Lyncean 17.05.2011 00:12:02

Блин, супер!!... А первый и второй - вообще небо и земля!

Саша, это круто! Только штуковина эта, как ты говоришь, не простая в использовании?

А рапс красивый! Вот такую фильтрОвую заставку бы на рабочий стол!)) У нас, кстати, на полях тоже жёлтая какая-то сурепка цветёт. Только в июле, кажется. Не помню, просто. Бывало глянешь на поля с 13-го этажа в сторону Меги - коттеджи, зелёные сады и лес и поля вот эти глаз радуют! А сейчас у нас всё ещё только зеленеть начинает. )) Вот Илья фот вернёт после Тарасихи - тоже буду с поляриком сверху экспериментировать. Может, и в июне до похода кто-нибудь расцветёт!

Lyncean Lyncean 17.05.2011 00:15:20
Слушай, а тени/свет ты вообще не трогал, так? А что если у первого кадра вытянуть тени попробовать? Выползет что-нибудь? Ну, сравнить хотя бы примерно эффект обработки и супер-фильтра?
Александр Сладков 17.05.2011 10:03:50

Свет/тени не трогал.  На 1ом можно что-то вытянуть, но мало, небо почти все абсолютно белое, выбитое.  

Если без фильтра фотать, то нужно с другой экспозицией, темнее, немного проваливать тени, зато выигрывать в светах.  Но тут я фильтр тестировал, экпозиция для него.

Lyncean Lyncean 17.05.2011 13:26:24

Да, Саша, всё понятно! Фильтр - штука прикольная!

Но вот про первый кадр - напиши, пожалуйста!

1.Ты замерил экспозицию по "серому" объекту, *, потом навёл фокус, потом кадрировал - готово! Всё как описано в этой теме выше, так? А вот как экспозицию замерить для этого кадра (при обычной съёмке без град. фильтра) ? Чтобы не ошибиться, и чтобы небо не было таким белым, чтоб потом вытянуть?

2. Когда покажет пересвет, уменьшить выдержку, как ты писал, и что я и делала в таких случаях (давно это было... прошлым летом ) Ну, и всё должно получиться. Так?

3. Значит, надо снимать в режиме Приоритет выдержки (Р), так? Или как-то по-другому? Мне тут сказали надо в Av снимать, где приоритет диафрагмы (и не только портреты, если я правильно поняла).

4. Полярик как может помочь для избежания выбитого неба? Это наоборот, когда солнце сильно светит и дымка?  А в этом случае тоже только полярик может помочь, или есть свои хитрости с экспозицией/выдержкой/ещё чем-то?

5. ХДР - это да. Ну, а если всё вышесказанное и без хдр?

Напиши, пожалуйста, когда будет время, Саша?... Просто ты это всё уже проходил опытным путём, уже это всё знаешь, а у меня проблема ещё сохранилась! Да и ребята на сайте, думаю, тоже заинтересуются! Нас тут много таких заинтересованных! Ну, и к летнему походу нужно готовиться! Спасибо тебе!!  

Александр Сладков 18.05.2011 11:06:54

1.  я замерял экпозицию именно так, как пишешь.   совсем без выбитых участков никак не обойтись.  Чтобы их было меньше, надо было бы посмотреть экпозицию с которой снял, переключить в ручной режим, уменьшить выдержку в 2 раза и переснять.   тут был штатив, с выдержкой проблем нет.

2. так.

3. приоритет выдежки обычно обозначается Tv.   в нем снимать пейзаж - плохо, т.к. нет контроля за ГРИП.  Я снимаю только в Av и M.   В  Av, если снимаю с рук, слежу за тем, чтобы выдержка не опускалась меньше 1/125.  Если опустилась - поднимаю ИСО.

Tv больше для спорта, когда точно знаешь, что снять надо с очень малой выдержкой (гонки Ф-1), а ГРИП - как получится..

4. полярик вообще меняет картинку.  Блики от воды и листвы исчезают, цвета меняются.  Т.о. и динамический диапазон меняется.  Но не сильно.   Принципиально проблему выбитого неба (проблему слишком большого диапазона яркостей на картинке)  он никак не лечит.

5. ХДР - это да.  без него стараться подобрать такую экспопару в режиме М, чтобы было как можно меньше "выбитых" участков в светах и чтобы тени при этом не "провалились" в абсолютно черное.

"всё" я далеко не знаю.  и вообще, фотографировать надо больше, а то вся эта мат. часть лежит мертвым грузом у меня.

Lyncean Lyncean 18.05.2011 14:10:18

Саша! Спасибо тебе!! Извини, что сразу не ответила, но прочла-то сразу и, кажется, что-то прояснилось в моей голове!   По возвращении фота начну всё вспоминать и пробовать фотографировать с поляриком!

3. А почему не следует, чтобы она опускалась ниже 1/125? т.е. 1/250, 1/500 - так не нужно? Или наоборот?

Lyncean Lyncean 17.05.2011 13:32:11
Вообще, по-моему, нужно делать кадры без полоски неба! А люди/звери/цветы только на фоне гор и  саянской тайги! Нет неба - нет проблем!
Анна Рыбакова Анна Рыбакова 18.05.2011 11:35:53
Ой, как долго придется нашим согрупникам Саянским ждать нас на переходах! Пока мы с тобой все выясним, выставим и нафоткаемся))))
Lyncean Lyncean 18.05.2011 11:44:26

Да-да.... Ну, мы вроде не с лосями идём...   Темп похода будет неспешный. Особенно учитывая характер местности...

Александр Сладков 18.05.2011 18:02:41

Интересно, меня кто-нибудь будет ждать на Томпуде..  сомневаюсь..

Lyncean Lyncean 18.05.2011 18:57:27

А Толик Лаптев разве не едет?  Разве ты там один будешь из фотографов с "зеркалой" ?

Всё равно, могу сказать, что Аркадий мне на Полярном давал возможность останавливаться среди живописной тундры , чтобы запечатлить красоту каньонов и водопадов!!...

Александр Сладков 19.05.2011 11:19:05
Нет, Лаптев не едет.  Не смог он, вроде бы.
Lyncean Lyncean 23.05.2011 12:56:18
Значит, ты будешь единственный фотограф, ведущий фотолепись на Томпуде?... Почётно! 
Александр Сладков 23.05.2011 12:43:00
Апдейт по пользованию фильтром: рамка-держатель совершенно не нужна.  Фильтр прекрасно держится рукой, просто приложенный к линзе или другому фильтру на ней (полярику обычно).   Я прочитал, что профи фотографы так и делают - просто держут рукой.  Гораздо удобнее, быстрее, мобильнее.
Анна Рыбакова Анна Рыбакова 02.06.2011 12:46:23
Алесандр! А что думаете по поводу вот такого градиентного фильтра? http://fotonn.ru/Shop/8899-B+W-501-HP-Col.-Craduat-67E-67mm-63809/index.phpИ можно ли использовать одновременно полярик и градиентный?
Александр Сладков 03.06.2011 11:25:45

Аня, если можно, то лучше со мной на ты ))

Минусы круглого наворачивающегося градиентника понятны: кадр придется подстраивать под его границу перехода.  Хотя авторитетный чувак Кен Роквелл пользуется таким и пишет, что все отлично.

Именно этот фильт по ссылке - одноступенчатый.  В самом темном месте он приглушит свет всего на 1 ступень.  По моему скромному опыту этого недостаточно.  У меня 2х-ступенчатый, и часто и этого оказывается мало.

У B+W 502 - 2х-ступенчатый, я бы советовал его.

Полярик и градиентный вместе можно, полярик "внизу" - ближе к линзе.

 

Анна Рыбакова Анна Рыбакова 03.06.2011 15:29:39
Спасибо! на 67мм 502 пока не нахожу у нас в НН, придется отложить данную покупку до лучших времен...Придется пока потестить полярик в Саянах! кстати, спрошу про полярик еще... на фотофоруме тут прочитала, что не стоит использовать полярик при съемке людей, типа цвет лица не здоровый получается! я сама снимала, не заметила! Как, Саша, у тебя с этим обстоит дело?
Александр Сладков 04.06.2011 15:47:15
Я не замечал никаких негативных эффектов при съемке людей с поляриком.   Когда специально портреты снимаю, то я поляриком не пользуюсь, т.к. он и светосилу крадет, и вообще, у меня на портретные объективы нет поляриков.   Но если просто люди в кадре на пейзаже - никаких особенных изменений цвета кожи не замечал.
Анна Рыбакова Анна Рыбакова 14.08.2011 10:15:43
Вот что творит дешевенький градиентный фильтр! Неплохой эффект!
Lotsman 18.08.2011 15:03:04
Да, разница существенная. А почем дешевенький? Думаю, надо покупать...
Анна Рыбакова Анна Рыбакова 18.08.2011 15:20:46
1000 р. в Ситилинке)))
Lyncean Lyncean 20.08.2011 00:01:27
А он также хитро накручивается как сашин или как полярик?
Анна Рыбакова Анна Рыбакова 20.08.2011 06:49:05
как полярик! он затемнен просто наполовину!
LeeLoo LeeLoo 20.08.2011 12:26:28
Не всегда это удобно. 
И ещё вопрос, это сырой вариант получившегося кадра? Из-за него небо фиолетовое или это обработка добавлена?