Комаровский скит - один из старейших и крупнейших на Керженце. Был основан в конце XVII - начале XVIII в. в 36 км к северо-западу от Семенова, вблизи деревень Елфимово и Васильево старообрядцем Комаром, пришедшим на Керженец из Торжка. Среди Керженецких скитов Комаровский был самым крупным и богатым. В период расцвета в нём было 48 обителей, в которых проживало до 2000 человек, скит имел связи с российскими и зарубежными старобрядцами. Кроме обителей скит включал в себя жилища семейных крестьян с чадами, а также – "сиротские". "Сиротами" называли не принадлежавших к общине скитских поселенцев, живущих отдельно и кормящихся от собственных средств, но в период работы Нижегородской ярмарки собиравших в Нижнем пожертвования на скит от купцов-старообрядцев.
Комаровский скит в 1897 году. Фотография М.П.Дмитриева
Скит стал одним из мест действия романов П. И. Мельникова «В лесах» (1871—1874) и «На горах» (1875—1881). Действие романа происходит в сложное для старообрядцев время: между основанием Белокриницкой старообрядческой митрополии и разорением керженецких скитов в 1853—1854 годах. Мельников-Печерский, непосредственно участвовавший в «разорении» керженецких скитов, передал в своих романах настроение их насельников того времени.
В романах описан старообрядческий собор, проводившийся в Комаровском скиту по инициативе Манефы Новой для решения вопроса о присоединении керженецких насельников к Белокриницкой митрополии, описаны паломничества инокинь к почитавшимся окрестным святыням, а также в подробностях описан быт, богослужения (в том числе множество духовных песен староверов) и нравы заволжских старообрядцев середины XIX века.
В Комаровский скит в разное время входили Бояркина обитель, Игнатьева обитель, Ионина обитель и Манефина обитель. Именно последняя изображена в романах Мельникова-Печерского.
Манефина обитель
Основана в конце XVIII века Манефой Старой, изначально называлась по фамилии основательницы Осокиной. Когда купцы, родственники Манефы, получили дворянство и перестали оказывать помощь скиту, то обитель обеднела и получила прозвание обитель Рассохиных.
Манефа несмотря на трудности смогла сохранить обитель, которая впоследствии стала называться Манефиной — но уже в честь Манефы Новой, давшей ей известность среди старообрядцев.
Гробница Манефы «Старой» (в конце XIX века и в 2006 году)
Известные настоятельницы:
- Манефа «Старая» (умерла в 1816 году) — основательница Манефиной обители, почитается старообрядцами как преподобная. Манефа происходила из купеческого рода Осокиных города Балахны, поддерживала контакты с висимскими скитами, которые снабжали её обитель маслом и рыбой. Её каменная гробница являлась объектом паломничества. Гробница устроена в 1818 году на деньги московского купца Ф. Я. Касаткина и украшена надписью: «Духовныя моя сестры и спостницы не забудите мне егда молитеся но видевше мой гроб поминайте мою любовь и молитеся Христу да учинит дух мои с праведными. Сооружен сей памятник усердием преданного духом к покойной Московской первой гильдии купца Филиппа Яковлевича Касаткина. 1818 года июня 3 дня. Москва».
- П. И. Мельников упоминает о возглавлявших обитель в первой половине XIX века игуменьях Назарете и Екатерине, однако годы их жизни и заслуги остаются неизвестными.
- Манефа «Новая» (умерла в 1877 году) возглавляла обитель во время «выгонки» 1855 года, организованной во исполнение указа Николая I от 1 марта 1853 года об уничтожении скитов в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Героиня романов П. И. Мельникова. При ней обитель стала самой процветающей на Керженце.
- Манефа «Последняя» (до пострига (1914 год) Матрена Филатьевна; умерла в 1934 году) — последняя настоятельница Манефиной обители. Могила Манефы Последней находится на скитском кладбище.